Процедура ликвидации ООО в добровольном порядке.

Законом установлен единая процедура  ликвидации обществ с ограниченной ответственностью (далее – ООО), который состоит из нескольких этапов. 

Юристы Коллегии адвокатов помогут вам в том, что бы процедура ликвидации предприятия была правильно запущена, а так же помогут в решении других юридических вопросах (сопровождение хозяйственной деятельности бизнеса).

1. Процедура ликвидации ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. В соответствии со ст.92  ГК РФ общество может быть ликвидировано по единогласному решению его участников. Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа (директора) или участника общества (ч.2ст.57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ)). Если в ООО только один участник, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников ООО, принимаются им единолично и оформляются письменно (ст.39 Закона N 14-ФЗ). Соответствующее решение должно быть документально оформлено. Одновременно с принятием решения может быть назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор). С того момента, как назначен ликвидатор, к нему переходят все полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени юридического лица.

2. Согласно п.1 ст.62  ГК РФ, п.п.1,3 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения и о том, что процедура ликвидации запущена. Организация обязана в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС России (ст.20 Закона N 129-ФЗ, абзац 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением  Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).

Для этого в регистрирующий орган представляется уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001. Требования к оформлению указанного уведомления содержится в разделе IX Приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@ (далее – Требования). Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем в этом случае выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор.

Процедура ликвидации, и о начале этого производства в трехдневный срок необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации.

3. Одной из основных обязанностей ликвидатора является публикация сведений о ликвидации в “Вестнике государственной регистрации”. В объявлении нужно сообщить не только о самом факте закрытия организации, но и о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом стоит помнить, что заявленный срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации (п.1 ст.63 ГК).

4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит инвентаризацию имущества и обязательств ООО. При этом она принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п.1 ст.63  ГК РФ). В ПФР и ФСС подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п.2 ст.63  ГК РФ). Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием наименования “промежуточный ликвидационный баланс”.

Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001. При этом в пункте 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак “V”, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3. Требований).

6. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п.4 ст.63 и ст.64  ГК РФ.

Если денежных средств, имеющихся у ООО, недостаточно для погашения всех обязательств, производится реализация его имущества с публичных торгов (п.3 ст.63  ГК РФ). Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно, как указано в п.4 ст.61  ГК РФ, может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренно Федеральным Законом  от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Расчет с кредиторами производится в порядке очередности, установленной п.1 ст.64  ГК РФ. Причем расчеты с кредиторами первой и второй очередей могут начинаться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а с кредиторами третьей и четвертой очереди – по истечении месяца с момента его утверждения (п.4ст.63  ГК РФ). Требования каждой последующей очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Исключение составляют те лица, обязательства ООО перед которыми обеспечены залогом – они погашаются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами. Если же средств не хватает, подобные долги погашаются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО. Ликвидационный баланс (по причине отсутствия унифицированной формы) может быть также составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса с указанием наименования “ликвидационный баланс”. Также ООО представляет отчетность в ПФР.

8. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между его участниками в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

9. После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст.21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001,  подписанное заявителем, подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закон N 27-ФЗ” и в соответствии с ч.4ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

После внесения записи в ЕГРЮЛ, процедура  ликвидации считается завершенной, а общество – прекратившим свое существование.

Помимо перечисленных обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, общество обязано сообщить о том, что процедура ликвидации запущена, и о предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (п.2ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”). Работники организации предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст.180 Трудового кодекса РФ).

Предельный срок добровольной ликвидации юридического лица законодательством не установлен.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с п.1ст.21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.

Заблокирована возможность оставлять комментарии